Журналы

Тексты

А также

Ссылки

Поиск

Game.EXE №1(114)’2005 / В центре

Но все возможно

Grand Theft Auto: San Andreas


Жанр: Велосипедный гетто-файтинг

Платформа Sony PlayStation 2

Арт-директор Арон Гарбут (Aaron Garbut)

Сценарий Дэн Хаузер (Dan Hauser), Джеймс Уоррал (James Worral), диджей Пух (DJ Pooh)

Ведущий программист Александр Иллес (Alexander Illes)

Разработка: Rockstar North

Издание: Rockstar Games

Дистрибуция в России: «Софт Клаб»

Дата релиза Октябрь 2004 г.


Наш выбор

Знаете, на что больше всего похожа игра San Andreas? На Ковчег из фильма про Индиану Джонса. San Andreas — громоздкий артефакт, который, будучи доставленным в редакцию специализированного PS2-издания, немедленно отправляется на склад, и там, среди бесконечных рядов аналогичных контейнеров, игрой прилежно занимаются «наши лучшие специалисты».

Хичкоковский, постапокалиптический, исполненный мрачной иронии финал для такого произведения, как San Andreas. Потому что, извините, говорить о последней работе Rockstar North, как о «лучшей игре, когда-либо выходившей на PS2», — это не только преуменьшение, но и оскорбление.

(Позвольте историческую справку. Базирующаяся в Эдинбурге Rockstar North, www.rockstarnorth.com, начала свое существование в качестве DMA Design, изобретателя небезызвестных «Леммингов» и обладателя «Левой резьбы 1999 года» по версии одного журнала за Wild Metal Country. У конторы не было проходных игр. Ее Blood Money, Hired Guns, Ballistix — прекраснейшие ПК-творения. В 1999 году DMA Design была проглочена компанией Rockstar Games, www.rockstargames.com, чем и обусловлена смена названия.

Стартовая игра серии Grand Theft Auto вышла в 1997 году. Она называлась Grand Theft Auto и была портирована на Sony PlayStation за номером один (сегодня ее совершенно легально можно скачать с сайта Rockstar Games. См. также на ранних .EXE DVD). Это был первый опыт общения Rockstar с PS. Grand Theft Auto 3 вышла на PlayStation 2 в 2001 году и была со скрипом переведена на ПК.)

Драйв-бай в четыре руки

San Andreas (www.rockstargames.com/sanandreas) — совершенно точно высшая точка развития игрового дела на консоли Sony PlayStation 2. Писать об этом незачем. Тут не может быть никаких сомнений и вопросов. Это даже не наблюдение. Но также (и именно поэтому мы не желаем и не будем ждать выхода игры на ПК через тусклых полгода) San Andreas — высшая точка развития чего-то еще. Может быть — игрового дизайна в чистом виде, без поправок на новые технологии, жанровую политику, тщательно нагнетаемый рекламный саспенс и громкие приглашенные имена. А может быть... Не знаю, не знаю.

В детстве я питался одними гамбургерами. Разгуливая в таком виде, не стоило ожидать волнительного девичьего шепота (о! Салли из второго «проекта»!) за колышущейся складками спиной. Впрочем, у нас в квартале и идеальная физическая форма не всегда спасала от обидного прысканья...

Представьте себе, что Американ Макги, Джон Ромеро и Сэнди Питерсон после выхода Quake продолжили совместную работу. Представьте себе, что год за годом id выпускала бы сиквелы к Quake — на почти том же движке, с почти тем же AI, всегда с музыкой от Nine Inch Nails, ничего не меняя внешне, уповая только на собственный гений дизайна карт. Как по-вашему, к третьей части Макги, Ромеро и Питерсон сломались бы, скатились бы в творческий каннибализм и бесконечные самоповторы... или вышли бы на новый уровень?

Игра San Andreas-масштаба — это всегда марафон. (Впрочем, что есть «игра масштаба San Andreas»? Для какой еще игры были написаны три с лишним тысячи страниц сценария? Со зловещей точностью реконструированы годы триумфа «Секретных материалов»? Записано ТАКОЕ радио? В какой КИ гениально играет Сэмуэль Л. Джексон?..) И есть два сорта разработчиков. Те, что оправдывают свои обещания (таких хоть отбавляй), и те, что оправдывают наши ожидания (от силы две-три конторы на всех платформах, вместе взятых). Чем длиннее дистанция, тем меньшее значение имеют оброненные кем-то когда-то обещания (Лос-Анджелес, девяностые, сюжет из жизни преступных негритянских низов, драйв-бай в четыре руки) и тем выше планка наших ожиданий. Парни из Rockstar North добежали до финишной черты и оправдали ожидания с GTA3. Добежали и более чем оправдали с GTA: Vice City. К этому времени мы смутно заподозрили, что ребята знают, что делают. Поэтому San Andreas ждали спокойно, без истерики. Ну что же, San Andreas вышел и лично моим ожиданиям вполне соответствует. Тут ничего удивительного.

Мой брат Джимми ходил в спортзал. И вот такого красавца Салли в январе 1994-го выставила на пронзительный калифорнийский холод с диким воплем «или я, или стероиды!». Не понимаю. Не понимаю! Дура.

Но вот что интересно: в этот раз разработчики уже не рвали жилы, как в случае с Vice City. Поверьте, невзирая на всю косметику, San Andreas отличается от Vice City куда меньше, чем Vice City отличался от GTA3. Девелоперы лениво проплыли всю дистанцию, лежа на спине и любуясь оранжевым солнышком. В San Andreas-геймплее нет особых находок. Оказывается, великолепные, самобытные, оригинальные, интереснейшие, с корнем вырывающие из жизни и крайне неохотно отпускающие обратно игры можно делать и без них.

Игры на дороге

Итак, место действия — PlayStation 2. Размытая картинка создает ощущение телерепортажа о лос-анджелесском бунте 29 апреля 1992 года (честное слово, иногда создается впечатление, что Лос-Анджелес девяностых был лучшим Лос-Сантосом, чем сам Лос-Сантос...).

Все самое интересное в San Andreas происходит вне миссий. В cut-scenes. В «Макдональдсах» (то есть, конечно же, в Заведениях, Совсем Непохожих На «Макдональдс» или «Тако Белл». Но люди все равно называют их «Макдональдсами»), в тренажерном зале, в клубе на танцульках, дома у возлюбленной, в казино, за бильярдным столом, на скачках, в магазинах. На долгих перегонах из одного конца штата в другой (в игре есть возможность подрабатывать водителем грузовика). На радийном ток-шоу. Конечно, не будь миссий, заикнись разработчики о хоть какой-то свободе передвижений, произвольности действий, усилении ролевого элемента и альтернативных путях прохождения, мы бы всего этого никогда не увидели и не оценили.

«Борьба за существование». Роман из жизни гетто в шести частях. «Считайте руки, товарищи! Считайте руки» (Тупак Шакур).

Производители многопользовательских и не очень многопользовательских РПГ верят в лучшие человеческие качества. В здоровый пользовательский интерес. В дух первооткрывательства. В жажду сотрудничества. Не таковы профессионалы консольного дела и знатоки человеческой психологии из Rockstar North, продавшие свои последние две работы тиражом более миллиона копий в одной только Великобритании. Они тренировались на леммингах. Они знают, что игрок будет тупо брести вперед, не глядя по сторонам, а их задача — вовремя подставлять ему достопримечательности. Или ничего не получится.

Сначала категорически никуда не пускать, дабы игроку стало мучительно интересно, что же там, за пределами уже ставшего родным, раздираемого гражданскими гангстерскими войнами (это когда между собой воюют члены одной и той же банды) Лос-Сантоса. А потом — зашвырнуть в страшную даль, пинком под зад активировать даже в самом отчаянном домоседе тот самый пионерский дух, выбросив беднягу среди шикарных лесов, гор, рек, маленьких городков и идиллических плантаций марихуаны и, самое главное, строго-настрого запретив ему ВОЗВРАЩАТЬСЯ в Лос-Сантос.

«Спортивная стипендия, сынок, — говорил Джимми отец. — Думай о колледже». И Джимми усердно думал.

Помимо Лос-Сантоса (Лос-Анджелес после пластической операции) на карте штата Сан-Андреас (специально приглашенная Калифорния) прозябают крупные населенные пункты Сан-Фиерро (небрежно закамуфлированный веточками Сан-Франциско) и Лас-Вентурас (Лас-Вегас, записавшийся в программу защиты свидетелей и переехавший в другой штат, спасаясь от преследований мафии). Если попробовать нанести на карту штата все перемещения главного героя Карла Джонсона, черного паренька с Гроув-стрит, который какое-то время провел в Либерти-сити, а теперь, точно Пепельница из фильма «Не грози Южному Централу, попивая сок у себя в квартале» (а также подобно героям фильмов «Угроза обществу», «Южный Централ», «Сок» и «Квартал»), вернулся в родное лос-сантовское гетто, получится совершенно невообразимая паутина.

Шизофренический, но прекрасный сюжет заставляет Карла метаться между городами на автомобилях, мотоциклах, моторных лодках, самолетах, судах на воздушной подушке, убивать, грабить, любить, заводить друзей на всю жизнь. Шотландская Rockstar не сводит с заокеанской культуры критического ока. San Andreas — это беспощадное высмеивание эпохи, социальная сатира, точная в деталях и оттого еще более колючая. Детали, детали! Только что вышедшему из тюрьмы негру в Лос-Сантосе любезно предоставляют работу... в «Макдональдсе», на другом конце города.

Затоичи, стреляй!

Меня отец научил заряжать дробовик десятого калибра патронами двенадцатого. Но я тоже иногда думал о колледже.

В домах деревенщины отхожие места стратегически расположены у изголовья кровати. Параноидальный суперагент (бесподобный Джеймс Вудс) с абсолютно незапоминающейся фамилией следит за каждым шагом Карла, может быть, даже со спутника... И при этом вечно забывает оставить Джонсону хоть какой-нибудь драндулет для отхода с места успешно проведенной операции! А место это, как правило, в городе-призраке посреди злой пустыни, окружающей Лас-Вентурас, и до ближайшей магистрали топать двенадцать минут открытым текстом в одну сторону. Или, скажем, Карла могут послать в пустыню на спасение обожравшейся психоделических грибов «английской рок-группы». Рок-группа окажется двумя старыми знакомыми из Вайс-сити, за прошедшее десятилетие окончательно ушедшими в разнос. Как по-вашему, что будут делать эти старые знакомые, если вы приедете за ними на драндулете с одним пассажирским местом? Не сядут в машину? Как же! Они просто будут бесконечно выкидывать друг друга с единственного пассажирского сиденья. Как живые люди.

И — наш журнал героически удержится от разоблачения физического дефекта одного из NPC. Сами, сами. А то половина удовольствия от игры пропадет... Но все-таки: когда вы в последний раз видели NPC с физическим дефектом? Каковой беспощадно эксплуатировался бы и в миссиях, и в роликах, и просто так, между делом... Когда Эрик Картман говорил, что, по его мнению, Господь Бог послал физически ущербных людей на Землю для нашего развлечения, он вряд ли имел в виду San Andreas.

Вот так мы и жили на Гроув-стрит. И думали о колледже.

Никогда еще мы не начинали с самого низа. Карл Джонсон — птица далеко не того полета, что Томми Версетти или безымянный (Клод?) герой Grand Theft Auto 3. Не вдаваясь в излишние подробности, скажем, что San Andreas-история — вольный пересказ эпопеи Родни Кинга. В общем-то, если взять в литературную работу Лос-Анджелес, негров и девяностые, то, как ни крути, получится эпопея Глена «Родни» Кинга. Со всеми вытекающими. Каждый черный парень спит и видит, как его подставляют коррумпированные патрульные полицейские...

Вы представляете Томми Версетти, пресмыкающегося перед патрульным копом? А вот Карл, даром что кладет копов на улицах всех трех городов десятками, боится Фрэнка Тенпенни (Сэмуэль Л. Джексон) и Эдди Пуласки (Крис Пенн) как огня. И правильно делает.

Место за рулем — не право, а привилегия. Особенно в неблагополучных кварталах.

Как вам поведает любая песня на радиостанции Playback FM (умеренный гангста-рэп), выбраться из гетто можно лишь тремя способами. Либо победив все остальные гетто в гангстерской войне, либо став рэппером, либо поступив в колледж по спортивной стипендии. (Такой прозаический вариант, как пройти два квартала от Гроув-стрит пешком и сесть на поезд в Сан-Фиерро героическими певцами афроамериканского шансона, естественно, не рассматривается.) Поэтому Карл держит себя в форме, учится боксировать, учреждает битвы «квартал на квартал», осаждает особняк единственного на весь город культового рэппера (не для себя, для друга). А в свободное время, как любой интеллигентный черный паренек, делает африканские племенные татуировки, участвует в нелегальных уличных гонках на автомобилях с усовершенствованной подвеской или же, когда все на работе, подгоняет к домам богатых сограждан фургон и набивает его дорогой аппаратурой.

Антивор

Не учитесь ездить на велосипеде, дети. Не нужно. У нас в гетто на них ездили лишь пацаны, развозившие наркотики по утрам. Пакеты с героином ударялись о дверь и звучно плюхались на крыльцо.

Криминальные перипетии San Andreas любопытны сами по себе — раньше мы не могли встать в середине квартала и объявить войну, вывезти из чужого дома стерео или угнать лимузин и бесстыдно прокачать его в ближайшем гараже (хотя на практике это все далеко не так весело и интересно, как на словах). Но это ведь только начало, самая-самая айсбергова макушка. Огромный San Andreas-кусок разбирается с разными теориями заговора (в девяностых понятие теории заговора если не родилось, то расцвело пышным цветом), с черными поездами и секретными ангарами посреди пустыни, другой — с противостоянием этнических группировок (вьетнамской и китайской мафии) в Сан-Фиерро, не забыта и итало-американская организованная преступность, правда, давно перебравшаяся из Вайс-сити в Лас-Вентурас и по возможности легализовавшая свой бизнес... Но разве теряет от этого в веселье прилаживание представителя классической мафии на капот седана в качестве своеобразной носовой фигуры и езда с ним по кольцевой автостраде во встречном потоке? Есть и русская мафия. В результате слишком поспешно организованной наркосделки она будет преследовать вас по знаменитым каналам Лос-Сантоса на грузовике.

А еще в Сан-Андреасе вас научат летать. Это первая игра, в которой мне понравились воздушные миссии. Управление самолетиками организовано непривычно, но очень-очень компетентно, закаты красивые, музыка шикарная (классический рок на K-DST), есть летная школа, а самое главное — парашют тоже не забыт...

Кроме того, наконец-то включили... воду. Если что-то и могло изменить концепцию GTA до неузнаваемости, так это то, что Карл Джонсон умеет не только прыгать с парашютом, толстеть, худеть и блевать в «Макдональдсе», но и плавать. Даже под водой. Не так-то просто привыкнуть к мысли, что можно упасть на джипе с моста, выбраться из тонущей машины, выплыть и уже с берега наблюдать, как со все того же моста весело сыплется гирлянда полицейских машин и джипов федеральных агентов... Но на самом деле на геймплей плавание особо не влияет. Скрытное подводное проникновение фигурирует ровно в одной миссии, нещадно пародирую- щей Far Cry, плаванию обучены только дружественные NPC, враги в воду не суются или же камнем идут ко дну.

Свой неблагополучный квартал я всегда носил с собой...

Да, миссии проникновения, с укутыванием густой тенью и тяжелым дыханием Карла Джонсона оказались, как и ожидалось, чистым издевательством. Если Лас-Вентурас — это Vice City в миниатюре, то миссии проникновения — мини-Manhunt. Но! В роли Страшной Угрозы выступает, как правило, пара сонных наемных охранников с дубинками. Не хочется красться — не крадись. Вот этим-то небрежным высмеиванием жанровых штампов мне и нравится Rockstar North, нравится помимо музыкальных вкусов и социального яда... Эти ребята позволяют игроку себя обмануть. Не всегда, но время от времени. Можно гнаться за вертолетом на джетпаке, а не на специально предназначенном для этого дела другом вертолете. Можно устроить кровавую резню в скрытной шпионской миссии. Никто вам слова не скажет. Миссии не обязательно выполнять точно так, как задумано. Если результат достигнут — никого не волнуют тонкости процесса. Думаю, параноидальный суперагент, для которого я как-то раз угнал истребитель вертикального взлета, не отключив предварительно ракетную установку на авианосце, под этим мотто подписался бы.

Простым бедным парням с Гроув-стрит было доступно только одно развлечение. Нет, не пристеночек. Прыжки с парашютом с угнанных самолетов.

Трудно выделить самую лихую и необычную миссию. Возможно, это похищение бронированного фургона при помощи вертолета-крана и гигантского магнита (план, которым мог бы гордиться сам Джон Дортмундер). Когда бронированный фургон случайно зацепился за билборд... Или, возможно, это скоростное выжигание наркоплантации огнеметом под грохот полицейских вертолетов. Когда от горящих зарослей пошли испарения... А может быть, тот эпизод с комбайном?

И помните, я говорил, что все самое интересное в San Andreas происходит вне миссий? Это все еще чистая правда.

Как-то раз, на отдыхе, выходя из магазина, я был раздавлен упавшим частным самолетом. Уверен, любой San Andreas-игрок может рассказать историю не хуже. Народ, вооружившись фотоаппаратами, ловит в горах округа Флинт cнежного человека. Это при том, что разработчики КЛЯНУТСЯ на форумах, что не делали никаких йети! Количество фотоохотников от таких заявлений, совсем как в жизни, не уменьшается. Скорее даже наоборот. San Andreas — все еще не та игра, в которой сделано все, что только может пожелать душа человеческая...

Но это игра, в которой, теоретически, нет ничего невозможного.

Девушка по имени Полынь

«Хороший мертвый полицейский на мотоцикле — мертвый мертвый полицейский на мотоцикле!» — учит гетто.

Отвлечемся на радиостанции. Кроме Playback и K-DST существуют реднековская K Rose, передающая одну-две гениальных кантри-песни в жанре «не становитесь, дети, ковбоями», CSR 103.2 и Master Sounds 98.3 (соул-музыка с, соответственно, женским и мужским вокалом), совершенно великолепная волна Radio X — кошмарный, чудовищный хард-рок девяностых под щебетание диджейши по имени Полынь, девицы с поразительной пластикой мыслительных процессов, до ужаса похожей на настоящую диджейшу. И, конечно, K-Jah West.

«Кей-Джа» — гнусная регги-станция, чей диджей все время жизнерадостно смеется, а тексты песен отличаются подозрительной метафизической направленностью во внеземные сферы. Как прикажете реагировать, допустим, на куплет калибра «надену я железную рубашку-у и прогоню я Сатану в открытый космо-ос, чтобы он там искал другую расу-у»? Дорогая редакция в полном составе преклоняется перед гением исполнителя (Макс Ромео), но теряется в мучительных догадках. И пусть станции Bounce FM и SF UR даже под дулом пистолета не будет слушать ни одна живая душа, на K-DST существует песенка A Horse With No Name группы America, которая искупает все настоящие и мнимые аудиопромахи Rockstar на минимум сто лет вперед. Ну и ток-шоу. И реклама. Все это сочинено и записано «при поддержке диджея Лазло Джонса», остроумием которого мы с вами могли насладиться, слушая незабвенную станцию V-Rock в Vice City, и решительно не поддается цитированию. Полынь! Я люблю тебя. Кажется.

Звук низколетящего вертолета для меня до сих пор лучшая колыбельная. Выстрелы, сирены и крики «господи, они убили моего мальчика! господи, лучше бы ты мне сиськи отрезал!», впрочем, тоже подойдут.

И самое-самое главное. Между героями и нейтральными (до поры до времени) NPC на улицах Сан-Андреаса возникли новые уровни взаимодействия. Горожане на двух языках (английском и ломаном испанском) комментируют физическое состояние, одежду и стрижку героя (и как беспощадны и единодушны они в высмеивании экономических вариантов!), а герой, о да, способен ответить не только делом, но и словом... Пока доступно лишь два варианта ответа, но до чего же приятно послать по давно напрашивавшемуся адресу или же, напротив, поблагодарить за теплые слова о новой татуировке! Даже с бандой обступивших со всех сторон враждебных мексиканцев можно пообщаться.

То, что стрелять по противнику из машины теперь могут сразу четыре человека, не важно. То, что можно водить с собой до шести методом случайной выборки рекрутированных с тротуара подручных — тоже. Вне войны кварталов это никак не используется (такое впечатление, что на середине игры авторы просто забыли о сделанных в движке усовершенствованиях). Нет, мне кажется, будущее Grand Theft Auto (дождемся ли мы когда-нибудь версии с летающими машинами?), будущее Rockstar North — в общении, в случайном взаимодействии с прохожими, в разъяренных водителях помятых авто, забирающихся в наш лимузин и разбивающих его о ближайший фонарный столб, в первых робких зачатках мультиплейера (в избранных фрагментах San Andreas можно повесить на второй геймпад управление подружкой или напарником и немножко повеселиться). В GTA всегда существовали два мира — суровая аркадная реальность миссий и щедрый, не умолкающий ни на минуту, что-то рекламирующий и на кого-то кричащий город вокруг... В San Andreas, в момент, когда Карл Джонсон на слова «приятель, это натурально омерзительные ботинки» отреагировал фразой «да пошел ты, братец», они впервые соприкоснулись.

И я почувствовал головокружение.

Фраг Сибирский

Cканы статьи:

Править | Загрузить | История | Последние изменения | Справочная