Журналы

Тексты

А также

Ссылки

Поиск

Game.EXE №6(83)’2002 / В центре

Навсегда

The Elder Scrolls III: Morrowind


www.morrowind.com
Жанр: Лучшая РПГ в мире


Наш выбор


Сложность: жизненная
Графика: 5
Сюжет: 5
Музыка: 5
Звук: 5
Управление: 5
Интересность: 5


Исполинская. Богоподобная. Великая. Игра. Проект. Космогонического. Масштаба.
Расширяет сознание. Физиологически и психически аддиктивна. Проста как правда. Сложна как жизнь. Неизменно вызывает чувство глубокого счастья.

Morrowind — самая красивая и умная игра за всю историю существования КИ. Вот так. Без обидняков, ладно? Вехи вроде Elder Scrolls III мягко навязывают внутреннюю серьезность, этакое вербальное смирение. Но если хорошо подумать, странная грусть организма объясняется самоидентификацией меня, А.В., с несуществующим Мастером Великого Дома Telvanni, Архимагом и главой Имперской Гильдии и прочая, прочая... Кастрюльник. В мои-то годы и вопреки всем предосторожностям.

Morrowind хватает без разрешения, перемалывает и швыряет с неотвратимостью действительно великого события. Ну, вы знаете: война, чума, солнце погасло. Я бы, кстати, не заметил. Утреннее очеотворение сопровождается телефономыслеграммой: мол, надо бы перетащить скарб в вечор достроенную до экстремума колдовскую крепость и закрепить там телепортационный маркер. А то, когда возникаешь у бывшего патрона, словно турецкий шмоточник, пошевелить бровью от перегруза не способен.

Тот еще не сморгнул слезу удивления, а на полу его личных покоев уже разложен замысловатый пасьянс из железок всякой пробы и калибра. Жестом дешевого коперфильда, кривляясь и паясничая, тащишь из заднего кармана стальных штанов кочергу редкого двуручного меча. На лице улыбка застенчивого клептомана Альхена: визарду такая оглобля не понадобится и в аду, но бросить добро не позволяет обыкновенная жадность. Этюд венчает милое вудиалленовское знание, что упертое все равно не загнать, — кубышки торговца обычно не хватает и на рукоять такого артефакта.

Не герой, а большегрузная сорока. С другой стороны, хорошо не белка-самосвал — а то забывал бы, где прикопаны волшебные тапочки быстробега и вызывающая сразу трех daedra перчатка. Игра продолжается в духе добродушного идиотизма телесериала “Друзья”. До бесконечности.

Das Ex

Morrowind. Краткий момент дежа-вю окатывает изумлением с ног до головы: отсюда, из Elder Scrolls (ES), выросли MMORPG, онлайновые миры класса Everquest! А я и забыл... Сравнение столь же неизбежно, как ссылка на Ultima: Ascension. Получается, что Morrowind, третий отпрыск семейства ES, претендует на честь именоваться сиквелом сразу трех великих хитов, и разложить эту запутанную историю по косточкам и на полки мне явно не удастся. Намешали всего!.. Дотошность детализации Ultima — до последнего ножа на столе.

Внутреннее убранство помещений заставляет Q3 и компанию забиться под ближайшую тумбу и жалобно скулить оттуда в сторону Кармака.

Дикозападная свобода Everquest: можно долго бродяжничать по обширным угодьям темных эльфов, a Morrowind их страна. Просто охотиться. Находить и выкуривать подземелья, норы и капища посреди богом забытой пустыни. Потрошить некромантов и истреблять элементалей. Приключение ради приключения. Наконец, есть традиции Elder Scrolls. Мифы, легенды, сложное переплетение рас, их обычаев и мировоззрений. Шесть великих Домов Morrowind и противостоящие им гильдии Империи. Древняя каста наемных убийц-ассасинов. Рабовладельцы. Шпионы императора. Местные фримены ashlanders. Пара религиозных сект. Демонический культ. Некроманты. Три клана вампиров. Стравите муравейник с ульем, набросайте туда скорпионов и тарантулов, добавьте клубок шипящих цианистым кипятком гадюк. В полученный зоосад следует ступить босой ногой и хорошенько подпрыгнуть — чтобы все присутствующие поняли, кто в доме лишний. Вот вам социальный Morrowind. Плавайте.

До сих пор не могу поверить в реальность этой игры.

Morrowind — это урбанистические и техногенные мы, угодившие в сказку. Огромный, простите, Нескучный сад, бенефис хороших и дурных манер, обворожительно красивая полянка для ролевой игры. От слова “роль”. Morrowind — необъятных размеров террариум, куда запускают коллег, друзей и знакомых, затем прилипают носом к стеклу и смотрят, смотрят, что творится. Например, могу со знанием темы заверить, что 99% населения Земли беззастенчиво и регулярно ворует. Ведь это первая в мире игра, где покупаемые вами товары аккуратно разложены по витринам, полкам или развешены на стенах! К любому из них можно подойти вплотную, потрогать рукой — и решительно запихнуть за пазуху. Беспрецедентная интерактивность мира буквально сводит с ума:

— Ну как там наш вундеркинд?

— Пытался спионерить эксклюзивные подштанники.

— И что?

— Бьют.

О результатах непредвзятого окунания в мир Morrowind рассказывает наш намеренно неподготовленный, специально разозленный корреспондент А.О.

Его другая жизнь

Ваш счастливый элдеропроходец в последнее время привык относиться к играм с позиции привередливого и желчного потребителя, не отягощенного свободным временем. Покажите мне деньги. Убедите, что не хотите меня потерять. Я не дам игре второго шанса. Если она не получила меня целиком с первых же минут, ей лучше забыть обо мне навсегда.

ВОТ ОНО. Каждый предмет вы можете увидеть в диалоговом окне интерфейса и просто так, на столе. “Блестяшки” блистают.

...Вчера я провел полчаса на крыше маяка, наблюдая, как на Morrowind спускается ночь. Мне хотелось плакать (за последние лет девятнадцать такое случалось лишь единожды — виновником торжества оказалось повышенной зверскости блюдо “говядина по-сычуаньски”). Я рискнул презренным показателем “кадры в секунду”, максимально далеко отодвинув горизонт, и не верил, что это происходит наяву. Это слишком личное для страниц межпланетного ультражурнала с многотысячным тиражом, но иначе вы не поймете, ЧТО такое Morrowind. Видите ли, с недавних пор игры стали для меня работой — интересной, черт возьми, любимой, сделавшей так, что меня узнают на улицах и лабают в мою честь неумелые фэн-сайты, но работой. Энергию, высокооктановый бензин, смысл жизни я получал способами, имеющими к играм не самое прямое отношение. Так вот, Morrowind неожиданно выдернула меня из реальности, нахлестала по щекам, завела мой мотор так, как это умеет делать только город Лондон, где, например, я могу не спать неделю, чувствуя себя при этом свежим и зеленым пупырчатым огурцом с бабушкиной грядки. Любимый книжный супермаркет Waterstones на Трафальгарской площади превратился в библиотеку темноэльфийского храма, где я провел целую майскую ночь реального времени, не спеша читая фолианты, привыкая к причудливым именам и географическим названиям, въезжая в расстановку политических сил, забыв о миллионе важных дел в настоящей жизни, неисполнение даже одного из которых грозило мне такими ужасными карами, что вы даже не можете себе их вообразить. Я думаю о Morrowind каждое утро, завязывая галстук. Я считаю часы, оставшиеся до момента, когда смогу снова запустить morrowind.exe. Сначала мне хотелось написать что-то громкое о сверхновой масштаба Fallout или Deus Ex. Потом подумалось: это — больше.

Я пытаюсь объяснить, что закат, виденный мною с крыши маяка в Morrowind, мало чем отличался от заката, который иногда доводится заметить, подойдя к окну викторианской гостиницы Windsor House, что в Earl’s Court, — ни по сложнопередаваемой гамме вызываемых эмоций, ни по обыкновенной визуальной красоте. С той только небольшой разницей, что несговорчивого смотрителя маяка пришлось убить, тогда как пакистанско-подданные владельцы лондонского постоялого дома удовлетворились тридцатью фунтами в сутки.

Любопытно еще, что в случае со мной игра лишилась своей первородной форы, вынуждена была вынуть из кармана моего ферзя и вернуть его на подобающее место на доске, — сами по себе слова “Elder Scrolls” никоим образом не побуждают меня ни к чему сверхъестественному, я в глаза не видел ни одной игры, в чьем названии они есть, был (теперь уже, видимо, в прошедшем времени) надежно привит от ужасной лицензионной лихорадки, не входил, человеческим языком говоря, в целевую аудиторию и являлся для маркетинговых специалистов Bethesda пустым местом. Как минимум.

День независимости

У этого зверька очень болели зубки. Хирвмешательство проводилось под общим наркозом и завершилась полным триумфом современной медицины.

...Нас здесь мучали противоречия: с одной стороны, понятно, что порядковый номер в названии игры — это каинова печать, симптом деградации, звериная гримаса консьюмеризма в самом омерзительном его виде и вообще гробь. Tomb Raider, на фиг, 6. Мы хотели разрезать себе предплечья ножами навахо, смешать кровь в шейкере (не взбалтывать!) и написать ею страшенный ррреволюционный манифест в тональности “отрежь себе ухо, наступи себе самому на горло, отпили себе мизинец тупой катаной, но забудь о цифре 2”. Это было бы внятной и громоподобной декларацией нашей эстетической позиции (пафосной, безапелляционной и позерской, но в этом отличительные черты всех манифестов вообще). В этой системе координат люди, позволяющие себе в названии своей игры цифры от 3 и выше, пребывали бы в крайней стадии нравственного падения и достойны были бы уже даже не свирепого чегеварского гнева с разрывом тельняшек по диагонали, а тихой светлой жалости и изоляции от общества.

С другой стороны, такого рода радикализм быстро привел бы нас за руку в темные и дремучие джунгли мерзкого фарисейства, где привязал бы к дереву и бросил. Врать себе и вам, что нам не нравится Jedi, например, Outcast? Крыситься на WarCraft III? Просить Гардена плюнуть на Homeworld 2? "That’s what silly boyz are made of, как говорит Raekwon the Chef.

Все тоньше. Вкратце: право на существование имеют только те игры, цифра в чьем названии не имеет значения. Авторам которых есть что вам сказать (а если к этому будут прилагаться пристойные кассовые сборы — что ж, так даже веселее).

Определенные ориентиры, впрочем, стоило бы наметить. Вообразим Фудзияму, вершина которой теряется в ослепительном солнечном свете и ведет прямиком в специальный Райъ Для Сиквеловъ, тогда как у мрачного подножия горы небритые черти в ватниках жгут пионерские костры и точат вилы на специальных станках с ножным приводом. Следующий кадр: немногочисленные обитатели Эдема встречают новоприбывшую Morrowind просветленными улыбками, а несколькими километрами ниже в очереди на розги стоят, заметно нервничая, живой недотруп Might & Magic IX на костылях и прыщеватый подросток Age of Wonders II с бутылкой пива “Балтика “9” (несмотря на ранний час, сволочь!).

Машина различий

Пикник на обочине: слишком много цианистого калия в бренди.

Когда вы увидите наконец финальные титры Morrowind, первое, что вам придется сделать — запустить игру заново. Пока я сижу в библиотеке и читаю для своего удовольствия фолианты, Скар исполняет взапуски поручения своих многочисленных работодателей, посылает мне отрывистые ICQ-записки о том, что он, дескать, “заблудился в горах”, крадет где-то посох за 210000 условных единиц и начинает, кажется, созидать какой-то замок. Он искренне не понимает, зачем я стал archer’ом. В порядке эксперимента, вот зачем. Markmanship + Acrobatics на максимум — и я скачу эльфом Легалайзом по камням и крышам, удивляя неповоротливых врагов огненными стрелами в разнообразные части тела — редко кому требуется больше одной-двух.

Кто-то на форумах Voodoo Extreme (www.ve3d.com) клянется, что можно посвятить себя искусству ниндзюцу: не носить доспехов, драться кулаками, в особо критических случаях использовать сюрикены. Первые пару недель реального времени якобы придется очень трудно — над незадачливым ниндзя-черепашкой будут смеяться все прибрежные крабы, не говоря уж о более серьезных соперниках, зато потом, когда соответствующие умения зашкалят за 70-80, герой будет голыми руками делать сасими даже из самых негостеприимных обитателей провинции Morrowind.

Здешняя механика работает не по законам компьютерных игр, к которым мы давно привыкли и научились их элегантно обманывать. Отметьте себе где-нибудь красными чернилами: на сегодня история не знает игры, больше похожей на реальность, чем Morrowind (The Sims — это для девочек). Намедни мне довелось вынести из магазина три бриллианта: один нужно было отдать заказчику, остальные два поступили в мое полное распоряжение. Моментально придумав себе схему быстрого и нетрудоемкого обогащения, я тут же решил продать “брюлики” владелице взломанного магазина с тем, чтобы попозже снова их украсть и... Ну, вы понимаете.

Ага.

“Wait, that’s my diamonds!!”

От мигом прибежавшей стражи пришлось откупиться суммой, вдвое превышающей чаемую выручку от спекуляции драгкамнями.

Есть и множество других вещей, посредством которых нам передает физкульт-привет Internationally Celebrated Game Designer, эксцентричный дедушка Мерлин из Bethesda. Так, например, стоит оставить на минуту управление, как камера отпрыгивает в вид “от третьего лица” и начинает плавно демонстрировать свежеукраденные нами имперские доспехи. Пока я любовался моднейшим черным шлемом, рядом со мной остановился случайный прохожий и заметил: “Осторожно, чужеземец. Я чувствую — за тобой кто-то наблюдает”.

Если даже после этого вы не полюбите Morrowind так беззаветно, как это сделали мы, то выход один — хирургическое вмешательство.

Неспешность. Подлинность

Игра с огнем и тенями заставляет Severance: Blade of Darkness обильно потеть.

Morrowind живет в будущем — я сильно сомневаюсь, что в мире сейчас существует компьютер, способный отображать игру с максимальными настройками быстрее, чем один кадр в две секунды. Все тени, музыку (она в формате mp3 — ergo, загружает процессор) и отражения лучше отключить сразу же, после чего уже баловаться с зоной видимости и расстоянием, на котором будет включаться искусственный интеллект врагов (и все равно все будет двигаться рывками). Первая, кажется, игра, наотрез отказывающаяся признавать любой цвет, кроме тридцатидвухбитного. Это почему-то приятно: последний год не принес в мои объятия ничего, что заставило бы всерьез подумать об апгрейде. Прогресс закончился? Как же. Отдайте свой GeForce2 MX нищему в переходе. Сожгите в адском пламени микроволновой печи процессор с частотой меньше 2 ГГц. Владельцам же Xbox, где Morrowind также намерена объявиться в ближайшие месяцы, позвольте принести свои соболезнования. Смотреть на эти облака в телевизионном разрешении?.. Не будемте детьми.

Вообще, я бы никогда не поверил в существование игры масштаба Morrowind: по всем человеческим законам она должна была умереть, едва родившись, рухнуть на подкосившихся глиняных ногах, запутаться в десятках своих сюжетных линий, сотнях локаций и персонажей, гигабайтах диалогов и книжных текстов. В крайнем случае — поминутно хлопаться в Windows (подобное, впрочем, иногда все-таки случается). Такое не достигается посредством доступных сегодня технологий. Есть такое выражение: “Слишком хорошо, чтобы быть правдой”. Это вуду, практическая магия.

Парадиз

Вот видите, как бывает.

Поблагодарим А.О. за яркий рассказ и пожелаем ему удачного побега, поскольку в данный момент он... отбывает тюремное заключение за попытку переворота в великом Доме Redoran (говорит, нечаянно — испытывал свежую магическую стрелу). Его обещают выпустить через три года игрового времени, и тогда он обязательно поведает нам пару свежих историй из жизни Легалайзов.

Один мой знакомый жил в Daggerfall полтора года, время реальное. Elder Scrolls всегда старалась отхватить кусочек пошире и слегка закупоривает аппетиты лишь сейчас, к третьей части игры. Arena была чудовищно безразмерным куском кода: туда поместилась вся Империя, а от города до города можно было брести днями напролет. Daggerfall сузила интересы Bethesda до одной провинции, a Morrowind — до одной небольшой провинции. Зато без глупых ограничений вроде “вы не можете посетить этот город, потому что не можете”.

Мой маг гуляет по стенам городов, как кошка, и стремительным козлотуром взбирается на любую гору. Плавает под водой часами. Ходит, прости господи, по водной глади. Все эти гражданские свободы активно используются в любое время, без оглядки на какие-либо сюжетные или дизайнерские прихоти. Игра без пудовых гирь на красивых английских туфлях. На любом уровне в классе, вне зависимости от социального статуса, для героя находится работа, соответствующие его талантам противники и способные впечатлить призовые фонды. Игра с мотивацией.

В подобную красоту не верится и хочется дотронуться рукой. Можно двумя.

С карьерного кресла отчетливо просматриваются два больших героических крыла: скиллы и положение в кастах. Уровень в классе никак не зависит от опыта, поскольку об experience points в Morrowind даже не слышали, и “градусников”, точно указывающих общее количество жизненной мудрости, здесь никто не носит. Систематично давите тараканов, и вскоре Cockroach Smashing skill увеличится на единицу. А потом еще. Если вы трудоустроились по специальности Roach killa, продвижение по классовой лестнице неизбежно, как гнев тараканьего бога. Система небезупречна, поскольку магам достаточно стоять на месте и швырять заклинания в ближайший валун. Десять минут — и вы в дамках следующего уровня. А некоторые особо пронырливые типы (ха-ха!) ставят в главные умения Acrobatics и носятся по стране вприпрыжку — почерпнутый из онлайновых РПГ классический способ “накачаться за лето”. Дурачки осознают, что это разработчики их подловили, а не наоборот, лишь тогда, когда на атлета, прыгуна и рубаху-парня двадцать пятого уровня выкатывается крупная магическая артиллерия. А все, на что он способен, — пару раз высоко скакнуть на вытащенной монстром прямиком из чистилища тефлоновой фритюрнице.

В гильдиях и Домах иные порядки. На послушниках катаются верхом: отправляют с письмом к теще, гоняют в прачечную и за бургундским. Дослужиться до действительно приятных квестов стоит определенных усилий. Во-первых, поручения в большинстве своем “почтовые”. Во-вторых, послать могут так далеко, что не обладающий искусством телепортации вернется не скоро. Зато потом! Заработав первый заказ на устранение распоясавшегося члена оппозитной семьи, резвишься по полной программе. Активируешь невидимость и, перемахнув стену, взлетаешь на конек крыши, где, в подражание брутальному ангелу Кристофера Уокена из “Пророчества”, ждешь ночи. Стремительное проникновение в усадьбу, прорыв на второй этаж и парализующее заклинание! Противник застывает в нелепой позе сотворения ответного спелла — его можно пилить, жечь, жарить током. Словом, работать. Привычно прочесав сундуки и полки покойного, исчезаешь в блеске телепортационного заклинания. Дурость, конечно. С равным успехом можно спокойно войти средь бела дня, подняться наверх и прикончить пацака: никто бы и пальцем не пошевелил. Наши беседы никого не касаются. Гетто!

Вопросы дна

Удивительно удобное и функциональное меню — одно на всю игру!

Вам, естественно, любопытно, на каком уровне находится точка перенасыщения. Далеко ли до дна и нет ли вероятности воткнуться головой в твердый бетонный пласт, нырнув поглубже?

Серия Elder Scolls традиционно обладает глубоким и плохо прощупываемым сюжетом. Еще в Daggerfall его можно было потерять раз и навсегда благодаря особо хитрому багу или вспышке малярийного невезения. Команда Morrowind не стала перенапрягать контуры воображения и прочно прикрутила завязку основного сюжета к прогрессу в рядах имперских шпионов. Что отнюдь не манифик, поскольку критичные для прохождения миссии построены на том же ямщицко-погонном принципе, разнообразить и улучшать который разработчики не стали даже ради главной сюжетной линии. А если вы уже пресыщены местной квестовой модой, решив для затравки поиграть на самого себя и любимые гильдии и обратившись к сюжету апостериори? Нехорошо получается.

Скажу так: благополучие Morrowind могло быть подкошено ощутимой нехваткой монстров на поверхности и общей скудностью квестов. Последние даже не генерируются произвольно специальным движком, как раньше! Задания просто заканчиваются по достижении высшего статуса в гильдии.

Впрочем, уверяю вас, крамольные мысли подобного толка возникают лишь в процессе написания рецензии на Morrowind. Причем исключительно из-за раздражения — от невозможности немедленно бросить все и найти наконец для своего ученика-визарда ключ от принадлежащей верховному магистру Telvanni башни! Школяр обещал проникнуть внутрь и стащить для любимого господина замечательное магическое кольцо. Милый эльфик.

Don’t cry my niggas

Зловредные Telvanni нарочито делают вполне функциональные двери без лестниц. Меньше посетителей! Кстати, через секунду действие левитационного спела иссякнет и герой бухнется оземь, не успев предпринять что-нибудь душеспасительное.

Придираться к Morrowind легко по очевидной причине: сказка должна продолжаться. Любой ценой. Желательно, всю оставшуюся жизнь. И чтобы зарплату на дом, еду в жевательные органы, мускулы разминать и подпитывать электротерапией, не отмершие со временем нужды удовлетворять. Хорошо бы еще не спать! На форумах творится невообразимое: проскочившие всю сюжетную быстроступы воют белощекой белугой. И сценарий им линеен, и концовка всего одна, и самый мощный NPC лишь 65 (!) уровня. Наши соболезнования, черти полосатые. Мы, типа, скорбим вместе с вами.

Третий раз за вечер раскуривая кальян, мы с А.О. никак не устаканимся. Поправок много, и все по делу. Некрофильские друзья заказанного, выслеженного и стертого в порошок некроманта должны обижаться и насылать нечисть. Все-таки серьезный подпольный орган, гробокопатели на дороге не валяются. Подъем в любой гильдии неоправданно легок — сделать стократ более трудоемким, и пусть отзывается глубоким респектом плебса, коллег и злейших врагов — сначала по пояс, потом челом о земь. Эго требует жертв! Карьеру в каждом Доме хорошо бы делать без сторонних приработков. Топ-менеджеров переманивать красивыми побрякушками и круизами по Империи. Вернуть превращение в оборотня — это круто. Область расширить, ведь провинция Morrowind гораздо больше, чем тявкающий на нашем поводке Vvardenfell; особенно нас интересует город Necrom и предместья. Далее. Затеять войну между великими Домами. Выкрасть императора Уриэля Септима, напоить коньяком, играть в слона и петь песни непристойного содержания. Гномов и двемеров выковырнуть из небытия и поставить на службу темноэльфийскому обществу. С богами устроить олимпийские игры и нагло засудить поганцев... Полный список казацких пожеланий будет вручен виновнику торжества Кену Ролстону (Ken Rolston) на ЕЗ с подобающей случаю помпой. Слон пошел, Кен! Ну и спасибо по гроб, конечно. Теперь мы нежно любим сериалы.

Послесловие

Разработчик/издатель:
Bethesda Softworks www.bethesda.com

Издатели в России:
“Акелла” www.akella.ru
“1С” http://games.1c.ru

Системные требования:
Windows 98/МЕ/2К/ХР, Pentium II 500 (рек. Pentium III 800), 128 Мбайт ОЗУ (рек. 256 Мбайт), Direct3D-видеокарта с 32 Мбайт ОЗУ, DirectX 8.1+, 1 Гбайт на жестком диске.

Попадая в жуткую пылевую бурю, мы с персонажем синхронно заслоняем лицо ладонью: я здесь, он там. Услышав впервые гром и шум дождя Morrowind — я непроизвольно выглянул в настоящее окно, чтобы увидеть тучи. Мой друг, первая ночь которого в Morrowind выдалась ненастной, плюнул на бесплатный ночлег и трусцой убежал в городскую гостиницу. Говорит, страшно стало очень.

Ну как можно испытывать к такой игре что-нибудь меньше обожания?!

Александр Вершинин, Андрей Ом

Править | Загрузить | История | Последние изменения | Справочная