Журналы

Тексты

А также

Ссылки

Поиск

Game.EXE №2(67)’2001 / В центре

Святая простота

Это уже начинает порядком надоедать. Третья игра за неполный месяц вгоняет меня в околошоковое состояние и заставляет со скоростью отбойного молотка стучать по клавише "Снять скриншот", один за другим ловя удачные моменты. Заглянем в папку с картинками. Так и есть: 120 (сто двадцать) штук. Ну куда это годится?

А ведь несчастный разум только-только успел отойти от изощренной пытки в виде просевки девяноста скриншотов из Colin McRae Rally 2.0 и семидесяти восьми по какой-то странной причине невостребованных картинок на тему Sacrifice. Если бы вы знали, как трудно порой нажимать клавишу Del, произнося: "Недостаточно хорош", и знать при этом, что для 90% других игр подобная красота находится вне пределов досягаемости. Но только не для Giants.

Eye candy

Человек, впервые узревший Citizen Kabuto в действии, уподобляется герою какого-нибудь мультфильма компании Warner Bros. или, на выбор глубокоуважаемых читателей, Джиму Керри в пересмотренной раз тридцать "Маске" с характерными симптомами: отчаянно саднящая после падения на пол челюсть, работающие на 200% от стационарного режима слюнные железы и неестественно выпученные глаза с расширившимися зрачками, которые делают вас похожим на персонажа из популярной брошюры "Не превратился ли мой друг в проклЯтого наркомана?".

Каким же великолепием, каким невообразимым буйством красок, сочностью текстур и разнообразием спецэффектов придется обладать будущим продуктам только для того, чтобы не выглядеть рядом с Giants серыми в черную полосочку воронами. Иногда кажется, что тридцатью двумя битами цвета здесь не обошлось, и Planet Moon каким-то непостижимым образом произвела программный хак и без того неслабого GeForce2, снабдив его той глубиной, о которой только-только начал задумываться прогрессивный человечище Джонни Кармак.

Бампмэппинг, когда его видишь впервые в жизни (увы мне и ах), производит еще более сногсшибательный эффект, чем радужная палитра. Скалы испещрены трещинами, земля -- рытвинами и ямками, шкура Кабуто -- ороговевшими складками кожи, а вода исходит волнами и сверкает на солнце. Иногда ловишь себя на желании прикоснуться к экрану и провести по нему рукой, чтобы убедиться в реальности или иллюзорности происходящего, ощутить под пальцами неровную, шероховатую поверхность текстур, мягкость и беспокойность водной глади. Этот мир, наделенный множеством настроений -- от неестественной, вызывающей красоты лучших курортов вселенной до небесной прохлады ледяных просторов, -- просится наружу, прочь из все еще тесных рамок компьютерной игры.

Битва гигантов

Довольно несправедливо стравливать Giants с Sacrifice, хотя в последнее время это и вошло у многих в привычку. Причем, открою небольшой секрет, несправедливо именно по отношению к людям, всей душой болеющим за игру от Planet Moon, ибо Sacrifice, даже если принять во внимание ее явно завышенные амбиции, обладает несколько большей глубиной. Giants, напротив, нарочито поверхностна во всех своих ипостасях, начиная с action и заканчивая зачаточными стратегическими элементами, но нельзя же, ей-богу, только из-за этого топить игру в душном и тесном мешке неприязни!

Похожесть двух главных героев, База и Дельфи, оправдана на все сто. Игрок, начавший Giants и приноровившийся к предложенному стилю игры за Mecc'ов, без труда переключится на второго персонажа, когда придет время. Бодрые пробежки с джетпаком за спиной уступят место Turbo-скачкам (ах, как эффектно, как органично выглядит размытая в полете фигура синекожей девушки), бластерные перестрелки сдадут позиции магическим атакам и лихим наскокам с сабелькой наперевес, а Smarties из глуповатых и жадных до лишних рабочих рук недогномов чудесным образом превратятся в умных и мудрых, порой немного эксцентричных наставников.

Но насколько забавны и неуклюжи Баз со товарищи, настолько же серьезна, полна русалочьей грации и обворожительна неземная красотка Дельфи. Желтолицые инопланетяне в скафандрах суетятся, прыгают по горам как чертики из коробок, палят по вырастающим из-под земли чудовищам и вооруженным Sea Reaper'ам, маскируются под кусты и спасают чужих жен от грубых посягательств вражеских солдат, под прицелом пистолета делающих изумленное лицо и уверяющих, что: "Она это заслужила!", а ледяная дева бросается в прозрачную воду, несется вперед, изгибаясь всем телом, как дельфин, встает во весь рост, примеряет на себя заклинание невидимости и проносится по стану врагов разъяренной богиней смерти, безупречно орудуя мечом и луком с начиненными взрывчаткой стрелами.

Они, конечно, очень похожи, и, поиграв за Mecc'ов, вы с уверенностью можете сказать: "Я понял смысл Giants". Но, не увидев полуобнаженную Дельфи и не познав, что это такое -- быть ветром, вы не поняли ни черта. Суть Giants не в пяти коренных различиях между расами, а в пятидесяти пяти поверхностных; так задумано, значит, так тому и быть.

А что же Кабуто? Кабуто живет припеваючи и совершенно не беспокоится за свое существование. Благодаря сбалансированному белковому рациону (десяток врагов на завтрак, в два раза больше на обед, ужин пропустить) этот гигант просто не способен отдать концы, как бы ни хотели этого воинствующие трусы Sea Reaper'ы. Под ударами мощных кулаков рушатся целые здания, прыжки сотрясают планету, похожие на муравьев с высоты пятиэтажного дома человечки в ужасе разбегаются при виде кровожадно раскрытой пасти, однако ноги коротки: зеленокожая страхолюдина хватает ближайшего неудачника, подбрасывает в воздух и заглатывает, звучно причмокнув. Иногда, не иначе как от избытка свежей кровушки, встает на все четыре лапы и издает такой леденящий душу рев, что не по себе делается всем в округе, включая игрока. Зверь, а не персонаж.

Звуки «вау»

Озвучка Giants, право же, достойна своего "Оскара"! Восклицательный знак. Это Робин Уильямс в роли Джина, это огнедышащий Эдди Мерфи по имени Мушу, это Кристофер Ллойд, изображающий Распутина (см. соответственно мультфильмы "Аладдин", "Мулан" и "Анастасия"). Голоса героев Citizen Kabuto переполнены эмоциями: восторг, недоумение, жадность, героизм, влюбленность, трусость и вожделение бьют через край, образуя самую удачную в жанре action подборку гэгов за последние пару лет. Чего только стоит проникновенная речь База, обращенная к своим товарищам: "Да, эта женщина не похожа на нас. Немного другой цвет кожи, чуть повыше рост... Но я люблю ее!" Во что в это время превращается Дельфи, отчетливо видно на скриншоте. Ощущение от происходящего -- детский, дикий, необузданный восторг. И так почти в каждом скриптовом мультике. Ау, Дисней, вы ищете таланты?

Сюжет вообще развивается презабавнейшим образом, напрочь ломая все представления о себе, созданные рекламными роликами. Все эти "One island isn't big enough for the three of them" можно забыть как страшный сон -- "Гиганты" слишком оригинальны, чтобы опускаться до вариаций на тему враждующих суперсуществ.

Оно

Такова игра Giants. Ни на минуту не претендующая на звание "серьезного проекта", "серьезного экшена" или "серьезной стратегии". Здесь просто так выстраиваются базы, а в магазинах можно отовариться на халяву. Здесь в середине игры из ниоткуда возникают гонки на скутерах (кстати, далеко не самые занудные), а мамонтоподобные Сонаки, умеющие наносить звуковой удар и топать так, что земля идет волнами (потрясающий терраморфинг!), убиваются на счет "раз".

Да, таковы "Гиганты". С самых первых минут задающие веселое, бесшабашное настроение и поддерживающие его любыми средствами. Невероятно красивые и техничные, выжимающие из вашего компьютера последние соки и использующие это великолепие ради единственной, самой правильной на свете цели: поразить и рассмешить. Именно сквозь эту призму и надо рассматривать игру. Никаких сравнений с Sacrifice, никаких претензий к отсутствию save game посреди миссии (по поводу чего громогласно возмущается весь прогрессивный Интернет). Помилуйте, какие сэйвы в ТАКОЙ игре?!

Giants не умеет притворяться, она чиста и честна перед игроком. Именно в этом сила этой игры.

Михаил Судаков


Гражданин Какбудто

14:00. Прочел двадцать пять положительных рецензий на Giants на английском, немецком, польском и суахили. Много думал. 16:03. Не решался приступить, пил из чайника кипяченую воду, ходил по квартире кругами, играл в тетрис на мобильном телефоне. Думал. 20:45. Решился. Глядя в сторону и поминутно крестясь, запустил giants.exe.

Мне неинтересно. Меня не цепляет. Подумал было, что это возрастное -- вот и хип-хоповых подонков с Восточного побережья сменили в дискмене Джерри Ли Льюис и Джеймс Браун, вот и седины, предмет истеричного визга наиболее экзальтированных читателей, вернулись к первородному цвету... Это печально, потому что если пропала зависимость, если после сдачи номера не тянет уйти в двухнедельный игрозапой, то нужно или в петлю, или на пенсию, а ни тот, ни другой исходы почему-то не прельщают...

С этими мыслями ваш обозреватель грустно запустил позапрошлогодний System Shock 2, просидел за ним неделю не вставая, сорвал все сроки сдачи материалов, забыл встретить родственников в аэропорту и немного заболел обезвоживанием организма. То есть не надо делать чукоу, да? Надо делать жукоу. Со мной все в порядке.

Whazzuuup?

Planet Moon тяжело: все население компьютеризированного земшара за исключением их собственных мам, собак и герлфрендов знает их как "тех-парней-которые-ушли-из-Shiny-где-делали-MDK". Менять амплуа трудно, болезненно и все равно получится неубедительно: актер Петр Васисуалиевич Фанатюк, двадцать лет игравший в провинциальном ТЮЗе Мефистофеля, даже в гриме Гамлета останется Петром Васисуалиевичем, двадцать лет игравшим Мефистофеля. От PM ожидали этакого балагана, буффонады с сумасшедшинкой, с лукавым ленинским прищуром -- спокойной, размеренной игры им не простили бы ни публика, ни деньгодатели. В результате натужные попытки "чтоб было весело и непременно не как у всех" привели к тому, что первые полдюжины миссий Giants мы играем в open air-клон MDK. Все на месте вплоть до встроенного в голову главного героя оптического прицела и встроенного в противоположное место jet-pack'a, исполняющего роль Куртового крылопарашюта.

Доказав всем присутствующим, что преемственность поколений свято блюдется, игра вспоминает, что она в некотором роде "most innovative action-strategy of the year" и повергает нас... в пешеходный клон Battlezone. Вокруг суетятся и палят из пушек дружественные Mecc'и, делающие вид, что подчиняются нашим приказам, -- на самом деле парни вполне самодостаточны. Не отдавайте им приказы -- и, возможно, они останутся в живых. Не беспокойтесь об их оружии -- оно никогда не кончается. Какие формации, какие модели поведения, что ты, милай?..

Дальше будет рудиментарное строительство баз (ключевые слова -- "больше стен") и другие аттракционы.

Где гражданин?

Этот вопрос начинает терзать незнакомого с предметом путника с яростью известного вам орла-гурмана из древнегреческой мифологии. Спокойно, его не будет еще долго -- Giants использует мерзейший аркадный трюк, принудительно пряча самого вожделенного персонажа до конца игры. Пока с нами Sea Reaper'ы под предводительством мисс Delphi, которую целомудренный Interplay в самый последний момент перед релизом нарядил в бикини -- ведь, о ужас, в игру теоретически могут играть ДЕТИ!!! Спокойно, друзья, StarCraft здесь больше не живет: морские гады отличаются от Mecc'ов только в мелочах, предпочитая магию огнестрельному оружию и называя jetpack звучным словосочетанием turbo ability. Могу себе вообразить ход мыслей случайно забредшего в .EXE-лагерь дорчитателя, обычно конвертирующихся в письма со словами "говоришь, юниты одинаковые?! А где ты видел у черных бомбу?". Однако, ша, родные. Мелкие жизненные радости вроде способности исцеляться в воде и наличия за пазухой заклинания "торнадо" (далось всем это торнадо, а, Дэвид?) не дают нашим склизким друзьям права называться "Совершенно Новой Расой", и нечего тут.

Глоток воздуха захваченная аркадно-стратегическими штампами игра дает нам только ближе к концу, когда на арену выходит собственно Kabuto. Здесь, правда, головному мозгу делать нечего -- с пожиранием Smarties, накалыванием их на рога с целью употребить потом и периодической откладкой яиц прекрасно справляется и спинной, как это и заведено у динозавроподобных. Забавно, но не тот жанр. Кстати, яйца можно не откладывать -- вылупляющиеся из них offsprings годны только для борьбы с Raiks (только не спрашивайте меня, что это все из себя представляет).

Строгач

Игра, натурально, заблудилась не в трех даже, а в двух жанровых соснах. Стратегические элементы слишком рудиментарны и слишком заштампованы, чтобы воспринимать их всерьез, -- впрочем, надо признать, об этом нас предупреждал добрый, но злой action-департамент в июне минувшего года.

Смирившись с атрофией, условно, "думательной" части, тяжело потерять еще и "кликательную": action-составляющая Giants представляет собой набор вымученных аркадных аттракционов, завернутый в конфетный фантик угловатой трехмерности. Ни о какой поливариантности прохождения речи быть не может -- стоит нам засмотреться по сторонам и на полшага отойти от три года назад утвержденного Planet Moon сценария, как игра резко дергает поводок, заставляя нас хрипеть и кашлять в строгом ошейнике. Решили сэкономить энергию jetpack'a и пробежаться пешком по мелководью -- моментально сожраны неубиваемыми (!) пираньями, взявшимися из ниоткуда. А ты не балуй, касатик. Спрятались за скалой и расстреляли гнездо Reaper'ов -- они ВСЕ РАВНО гуськом вышли из руин и устремились наперерез. А не предусмотрена такая находчивость, амиго. Сказано истреблять уродов по одному -- так и истребляйте. Так и дальше: авторам, должно быть, хочется думать, что они отыгрывают штампы в этаком иронично-постмодернистском ключе, но они забывают, что Planet Moon все-таки никоим образом не Shiny и что с легкостью проделывает Юпитер, то, неуклюже роняя себе на ноги тяжелые предметы и злобно бранясь, никак не может исполнить Стрелец.

Апофеоз милицанера -- уровни-гонки. Это, коллеги, даже не смешно. Этому место не просто на каких-то абстрактных консолях, а на заскорузлом "Дэнди" вьетнамского производства. Туда же отправляется невозможность сохраняться посреди миссий, этот антизнак качества, каинова печать игр совершенно определенного сорта. Будучи в благостном расположении духа, я иногда называю их пустышками.

Дайкири в охлажденном бокале при ближайшем рассмотрении оказался мрачным спотыкачом, на 90 процентов состоящим из сивушных масел, а на остальные 10 -- из червивого джонатана. Хао. Я все сказал.

P.S. А вот и стандартный для рецензий последнего времени постскриптум: президент Planet Moon Ник Брути (Nick Bruty) объявил в недавнем интервью журналу Computer Games, что "значительную часть времени работы над игрой мы провели за оптимизацией графики под устаревшие видеокарты". Вот, дескать, на чудесных новых консолях такой проблемы не будет, поэтому, скорее всего, компания попрощается с ПК и нацелится на создание эксклюзивного онлайнового эпика для Xbox. Нет, конечно, если вдруг разработчики получат некий стандарт для РС-разработок (T&L, DirectX 8.0, EAX...), то они, может быть, еще вернутся, но вряд ли, вряд ли...

Андрей Ом


Кое-что о Giants

Giants: Citizen Cabuto


Жанр: Action с элементами стратегии и гонок

Разработчик: Planet Moon Studios

Издатель: Interplay


Суть:

Самая смешная и красивая игра 2000 года.


Системные требования:

Windows 95/98/ME/2000, Pentium II/K6-2 350 (рек. Pentium III 600), 64 Мбайта ОЗУ (рек. 128 Мбайт), Direct3D-совместимый ускоритель (8 Мбайт ОЗУ, рек. 16 Мбайт), 4x CD-ROM.

Дополнительная информация:

1. 875 Мбайт на жестком диске.

2. Многопользовательский режим: TCP/IP, до 10-ти игроков.

3. Игра начинает дико подтормаживать, когда сюжетная линия подводит вас прямиком к управлению Кабуто. Выход тут один: воспользоваться патчем (который вы сможете найти на нашем диске и который, разумеется, встает лишь на лицензионную версию) или уменьшить дальность прорисовки, одновременно отказываясь от 32-битного цвета. Но не стоит беспокоиться за внешний вид Giants: даже в Hi-color игра даст фору кому угодно.

Uncensored

Если вы уже немного поиграли в Giants, то непременно заметили некоторое несоответствие внешнего вида игры с ее скриншотами и видеороликами. Да-да, мои озабоченные насилием и сексом друзья, игре определенно не хватает здорового красного цвета КРОВИЩИ и не менее здоровых прелестей Дельфи, в релизе стыдливо прикрытых на скорую руку сшитым кусочком ткани. И если с первой проблемой поступать надо по-мужски, грубой установкой Blood-патча (см. на нашем диске!), то вторую мы решим одной левой, просто-напросто избавившись от зловредного файла, отвечающего за "лишнюю" текстуру.

Итак, откройте каталог, в который вы проинсталлировали Giants, зайдите в директорию Bin и постарайтесь разыскать файл под названием "arpfix.gzp". Нашли? Сносите (переносите) его к чертовой бабушке! Теперь, о счастье, игра предстала перед вами почти в первозданном виде.

За рубежом (по сообщениям наших западных спецкоров)

"Хотя по своей сути Giants была и остается экшеном от третьего (первого) лица, игра включают в себя множество посторонних элементов: немного стратегии (по большей части это постройка баз и добыча ресурсов) и даже гонок на водных мотоциклах (видимо, чтобы чуток разбавить экшен-часть)! Это как если бы Tribes, Wave Race 64, Red Alert 2 и Rampage собрались вместе на выходные и устроили шумную вечеринку... Giants: Citizen Kabuto на поверку оказалась одной из самых творческих, эффектных и увлекательных игр, в которые мы когда-либо играли", -- передает по телефону из штаб-квартиры PC IGN (pc.ign.com; рейтинг игры: 9,2/10) наш человек Тэл Блевинс (Tal Blevins).

"Появление подобного кровосмесительного проекта, как Giants стало для пресыщенного играми рынка глотком свежего воздуха. И потребители, к счастью, начали это замечать. Впрочем, даже если б и не замечали... Для чего, по-вашему, нужен наш брат рецензент? Для того, чтобы схватить вас за грудки и прокричать прямо в лицо: "Очнись, черт тебя дери! Посмотри на эту игру: разве она не великолепна?!" -- телеграфирует в дорредакцию Тим "Хуан Голбез" Макконнахи (Tim "Juan Golbez" McConnaughy), штатный массовик-затейник сайта GameSpy (www.gamespy.com; рейтинг игры: 91%).

"Наконец-то обещания разработчиков воплотились в реальность. Все эти семистраничные развороты в дорогих изданиях были не напрасны: Giants и впрямь оказалась изумительной, превосходной экшен-игрой. В ней есть все, что вы ожидали, и немного сверх того: красочная графика, невероятная анимация, потрясающие звуковые эффекты, прекрасные заставки, дикий набор оружия, уникальные персонажи и вероломные враги с замечательным AI", -- пишет в новогодней поздравительной открытке Джефф Сенгстак (Jeff Sengstack), сайт GamePower (www.gamepower.com; рейтинг игры: 4/4).

А знаете ли вы, что...

...на начальной стадии разработки игры предполагалось, что Кабуто обзаведется собственной базой (якобы баланса ради), но затем в Planet Moon решили, что жрать Smarties и откладывать яйца -- намного веселее, и все получилось именно так, как и должно было получиться.

...Giants началась с одной простой и забавной фразы: "Было бы здорово сделать игру, в которой какой-нибудь гигант сражался бы с космонавтами и пиратами". Тут все и заверте...

...одной из причин, по которой игра так долго не выходила в свет, был весьма трагический диагноз, поставленный Энди Астору (Andy Astor), одному из директоров и основателей Planet Moon (у Энди обнаружили рак). Парень вкалывал за троих, и когда написание программ пришлось отложить на многие месяцы, работа в компании практически встала: всего два программиста -- это вам не шутка. К счастью, сегодня Энди чувствует себя преотлично.

...в 2000 году Боб Стивенсон (Bob Stevenson), другой основатель Planet Moon, помимо Giants увлекался лишь двумя играми: Deus Ex и Virtua Tennis (Dreamcast). Впрочем, сейчас, когда работа окончена, он собирается плотно засесть за Zelda: Majora's Mask, Banjo Tooie (обе с N64) и (внимание!) No One Lives Forever.

Михаил Судаков

Править | Загрузить | История | Последние изменения | Справочная