Журналы

Тексты

А также

Ссылки

Поиск

Магазин игрушек №1(6)'1996 / Последний взгляд

 

Любимый город может спать. Спокойно!

  Рейтинг  

“Подземелья Кремля”

“Ньюком”

графика:

70%

звук:

40%

сюжет:

50%

ИНТЕРЕСНОСТЬ

70

То kill’em all! Пленных не брать! Короче, готовность "3D-action", пистолет в зубы, пятки в скипидар, ноги в руки и м-м-мочить по всему, что копошится-порхает-делает "напра-нале" и вообще скалит гнилые зубы! А там, глядишь, и выход недалече!.. Вот так коротко можно охарактеризовать ПЕРВУЮ полновесно-полноценную РОССИЙСКУЮ CD-игрушку, сделанную в бессмертном жанре 3D-action. Имя ей "Подземелья Кремля", а ее фирму-производительницу кличут ласковым русским словом "Ньюком". К этому стоит добавить, что авторами трехмерной технологии являются программисты, жители Зеленограда Александр и Андрей РАЗБАКОВЫ. Запомним эти имена...

Аппаратные требования игрушки: привод CD-ROM, клавиатура/ мышь/джойстик, Sound Blaster; min — 386/40, но лучше 486DX2 -66, 4 (и более) Мб RAM, max (SVGA) — 486DX4-100, быстрая видеокарта.

Здравствуйте, ребятня. Давайте знакомство сведем: как вас зовут, я уже прознал — геймеры вы, игрунцы, точно? А меня Федором Иванычем все величают (можно просто Федя), я главный герой этой игрульки, государев работник, специалист по выкуриванию нежити из подвалов, подземелий, шахт, гротов, катакомб и прочих истер. В общем, подземный санитар. Работенка интересная. Но опасная. Если, конечно, за нее спустя рукава браться. А ежели со всей сурьезностью, то так — семечки, одной левой. Вот я, мужик нешуточный, к делу ответственно подхожу, а потому сто боевых спусков под землю — и всего лишь пара-тройка легких ранений: один раз Яга зацепила, в другой — Кровавый постарался, в третий — мыша порхучая промежду глаз засветила... Однако, заболтался я. Слышите? Барин зазывает: сегодня задание на ять предстоит — в подземелья, что аккурат под Кремлем нарыты, идти, нежить там шороху стала наводить, надобно укорот ей дать. А то вылазит, гадина, по ночам и народ пугает. Город спать спокойно перестал... Короче, нету меня, я испарился. Свидимся еще, ага?

Нет, Федор Иваныч, пулемет я тебе не дам...

Бог с тобой, барин, не давай, не надоть. У меня где-то там, в "Хоромах нечисти" (это первая на сегодня задачка), парабеллум заныкан, с прошлого разу. Хоть и серенький, и косоват, и вроде как из чугуния вместо вороненой или дамасской, зато лазерный, отдачи никакой, последний крик русской убойной моды (все киллеры его уважают). Молил, чтоб дали пару, — по-македонски хотел пошмалять, — зажали. Говорят: Иваныч, ты и с одним наглость потерял — всех наших ублюдков в один присест в-клочья-разносишь-по-стенке- размазываешь... Напраслина! Постыдились бы, господа хорошие! Пока бабку (Ягу, конечно) в оборот возьмешь — семь потов сойдет. А этот фашист-гестаповец, боярин по фамилии Кровавый? Вы про него, чай, забыли? Его завалишь — считай, обойма пуста. Бегай потом, как наскипидаренный, ищи дефицитный боезапас...

Ладно, чево это я сопли развесил. Враги, они на то и дадены, чтоб им выю сворачивать. А мы, подземнопроходцы (барин кличет нас заграничным словом "диггеры", но мы — ПОДЗЕМНОПРОХОДЦЫ, это гордее звучит), на то и придуманы, чтоб этих упырей-душегубов, эту нежить-нечисть к ногтю прижимать... Короче, это наша непыльная работа, сынки. Прошу любить и жаловать...

Черт-тя-дери (прости, господи!), где он. пистолетик-то заветный? Что я нынче с левой ноги, что ли, встал? или щец мало похлебал? Никак найти его не могу...

Бац! Одним изувером меньше!

...Помер боярин-то! Издох душегуб! Экий был кровожадный... Не замай!..

Вы, мальцы, усекли, это я с Кровавым разобрался, на место его поставил. Нашел пистоль и сразу поставил. А когда я кого учу, то язык за зубами не держу (грешен, люблю крепкое русское словцо!). А чего с ними церемониться?.. Один момент, ребята, опять упыри наседают...

Бац, и на куски!.. Пропади!.. Эк его скрючило!.. Лихо мы его!.. Ага!

Не маши тут топориком, не летай, где не надо!.. Так тебе, исчадие ада!.. Прощай, пташка!.. Конец извергу!.. Бывай, бабуля!.. Попал. Что, старая, допрыгалась?.. Сгорела вместе с помелом, одна ступа осталась!.. Суньтесь мне еще!..

Уф-ф... Еле отмахался. Всех положил, а выхода и не видать. Ну, чую, поплохело мне чтой-то, никак подранили... Надо б доброй каши добыть, она 15 лет жизни прибавляет... А вот и горшочек с кашкой-геркулесом. Один смолотил, второй уплел, и уже орлом-соколом гляжу, настроение бодрое, готов продолжать выполнение ответственного задания. Правда, патронов маловато. Налетят, нечем будет мочить... (Ищи, Иваныч, ищи! Без огонька тебе каюк и амба. Только на мухоморы не наступай — одним махом десятилетку потеряешь. А пить захочешь, смотри, на зелье не покусись, оно хоть и в кружечке, но не квас: тяпнул — и минус 15 годков. Считай — дуба дал...)

Ну, вроде, все. И нечисть всю положил-утихомирил, и ключи все нашел, и закутки все секретные исследовал — от мин-мухоморов очистил (долго упражнялся в стрельбе по этим гнусным грибам — не наступать же на них). А еще поднапрягся и все зелье на грудь принял (сначала, правда, каши натрескался — так что плюс с минусом уравнялись), дабы коллеги мои по ошибке его с квасом не спутали.

А вот и желанный выход. Весь в черепушках моих косоруких предшественников. Ваше задание-барин, выполнено! Теперь ничего не грозит ротному городу! Силы зла, ей-ей, навеки покинули подземелья Кремля!

Замуровали, демоны! ("Подземная река")

Но сердится барии, не велит идти отсыпаться после бессонной ночи, проведенной в нечистых хоромах, говорит, что отдыхать нам пока рановато, есть у нас еще дома дела. Какие такие дела? И барин выкладывает: в замурованной под Кремлем секретной реке завелись ведьмы и... (вы будете долго хихикать, но это так — я их не всех, оказывается, кончил) бояре Кровавые. Ну и семейка упорная!

Есть, ваше благородие! Вы бы так сразу и говорили! Разве ж я не понимаю: Родина, мать в опасности! Я завсегда! Мне бы и не спалось, если б... Короче, гаркнул я: рад стараться! и в реку ту, рыбкой, бултых! И брассом, брассом...

Ну, а как еще? Лодчонки барин не предложил, кролю я не обучен, на спине — как топор, только любимым брассом.

"Впрочем, можно и не напрягаться..." — понял я минут через пять своего заплыва. Объясняю: в реке течение — что в Тереке, си-и-ильное. В общем, несет меня течение под всполохи яговых выстрелов и вой Кровавых. Час несет, второй. Стоп! Кула несет-то? Может, назад надоть? Может, супротив напора чесать следует? Включаю пятую и последнюю скорость и гоню волну в обратном направлении, вяло отмахиваясь от сонных духов. Час гоню, второй и... упираюсь в решетку! Замуровали, демоны! Что делать?

Выходит, надо кончать водные процедуры и на сушу выбираться. Выбираюсь. Забегаю в какой-то закуток, чтобы отдышаться и обсушиться, а меня, аки магнитом лепестрическим, назад, в воду засасывает! Типун мне на язык, если вру! Заколдованная река — манит, не отпускает, небось ко дну утянуть хочет. Небось в этом и есть главное волшебство...

Долго я так плавал, да результата никакого. Барин меня с дистанции снял, кого-то другого в реку бросил. Говорит: устал ты, Иваныч, иди до хаты, щец похлебай, на массу придави, потом в трактир наведайся. Вот тебе, целковый...

Вот так, не солоно хлебавши, но зато с целковым, я вышел из той переделки. Ничья у нас, стало быть, в "Подземной реке" с демонами: я их хорошенько во время заплыва напугал споим брассом, но и они меня к выходу не подпустили. Пакостники мелкие...

По подвалам я с детства скитался... ("Подвалы Кремля")

Но если вы думаете, что на этом с Кремлем все закончилось, то ой как вы ошибаетесь! Прихожу я на службу в понедельник тринадцатого, а меня — к барину, срочно!

Барин: "Петь такое мнение, Иваныч, что в кремлевских бункерах пошаливают. Поди, разберись, а? Премиальными не обижу..."

Я: "Ноу проблем, сир! Одна нога здесь, другая, естественно, там! Все будет по кайфу (с бодуна он был. — Ш.П.)!.." Мне подвалы — дом родной, все подвалы страны мной исхожены вдоль и поперек еще на прежней службе (помню, было одно спецзаданьице, в районе Map... Все, молчу!). Поэтому, не задумываясь, чисто автоматически ныряю в указанные выше подземелья, быстро, перепрыгивая через мухоморы (и как они только на брусчатке растут?), нахожу любимую винтовочку (уродина еще та, но врежет картечью, и — дыры размером с телячью голову...), гашу всех сопротивляющихся (те же плюс некто Палач — тварь безобидная, хоть иногда и шкодящая), пробегаю по периметру в поисках ключа, вламываюсь без стука (не до культурностей) в дверь, к которой запримеченный и подобранный ключик подходит, беру другую отмычку, работаю новый запор, хватаю третий ключ, преодолеваю зоопарк, в котором растут-размножаются исключительно одни Бабы-ешки... Все, кончено, вот она каморка папы Карло, вот он нарисованный на стене очаг, вот она калиточка, к которой подходит золотой ключик ("Нужен золотой ключ!" — а то я не знаю)...

Короче, вы поняли — техника и ничего более. С колдовскими прелестями, обуявшими Кремль, покончено. На сегодня. А завтра снова в бой...

P.S. от барина. Иваныч, конечно, диггер бравый, но в своей крутости он обычно не замечает нюансов. А они есть, и не всегда положительного свойства. Достоинства "Под земелий" вы уже хорошо усвоили: первая, русская, трехмерная — а это дорогого стоит, и, наверное, пересиливает все минусы, но не замалчивать же их.

Итак... Трехмерная-то она трехмерная, да явно не вся. Гады, и это очевидно, скорее плоские, чем объемные. Расстреливающий их диггер лицезреет, так сказать, вид спереди. Всегда! Спины эти герои не показывают принципиально, и дело здесь, как вы понимаете, не в их несгибаемости, не в их гордых характерах, которые они демонстрируют пред тяжким оком доблестного убивца Иваныча. Просто движение тварей, создающее иллюзию объемности, не прорисо вано, оно опущено (за ненадобностью?). Так что, по сути, трехмерны лишь интерьеры.

Но и они иной раз, что называются, глючат: "плывет" очень низкий потолок, сквозь стены (!) прорываются выпускаемые монстрами огненные бумеранги и шары (вряд ли это магия), течение подземной реки оказывает влияние на героя даже на суше (вспомните, об этом упоминал наш диггер; опять же — сомнительно, что это заложенное в действо свойство), двери (не все), в отличие от стен, также трехмерными не смотрятся, да и прорисованы — тяп-ляп, от фотореализма, которого подсознательно ждешь, очень и очень далеко...

Кстати, о пулемете, в котором было отказано Иванычу. Вероятно, его нет в игре только оттого, что он выглядел бы еще более нелепо, нежели имеющиеся "‘лазерный пистолет" и "винтовка". Не случайно наш диггер употребляет такие эпитеты: "серенький, косоват.." и т.п. Это еще один очевидный прокол. К тому же орудия убийства почти статичны.

Далее. Нельзя записаться. Правда, играющему дается три попытки на освоение каждого уровня (при этом убитые враги по-прежнему убиты, а волшебная каша уже потреблена), но это все же не то. Уровень "Подземная река" откровенно однообразен и неинтересен. Впрочем, эта сценарная непрописанность родила любопытный момент: реку можно преодолевать как бы в автоматическом режиме — включил карту и жди-наблюдай, пока подземнопроходец, переквалифицировавшийся в пловца-марафонца, не закончит свое водное путешествие. С другой стороны, довольно примитивен первый этап "Хоромы нечисти" — три одинаковых помещения с короткими переходами.

Об управлении. Его нельзя назвать стопроцентно плавным, особенно, когда играешь мышкой: движения происходят рывками, со значительным запаздыванием. О джойстике, увы, ничего сказать не можем — опробовать не довелось.

Этот список можно было бы продолжать, но, думается, хватит. Сказано же — наша и первая.

И последнее. О том, кому можно было бы рекомендовать "Подземелья", которые мы назвали бы не русским DOOM’ом, а русским Wolfenstein’ом: во-первых, детям до 12–15 лет, а во-вторых, всем тем, кто еще не удосужился пообщаться с главным творением id Software.

Шурик Психоделический

Править | Загрузить | История | Последние изменения | Справочная